28 сентября в Чехии отмечают День чешской государственности. Праздник приходится на именины св. Вацлава, вечного правителя чешских земель. Князь, погибший насильственной смертью на ступенях храма в городе Стара-Болеслав, считается передовой личностью средневековой христианской Европы.

Родился св. Вацлав в 907 г. в малоизвестном городке Стохов недалеко от Кладно. Считается, что для своей эпохи он был исключительно образованным человеком, умел читать и писать на латыни и старославянском. Его воспитанием с детства занималась бабушка, княгиня Людмила.
По характеру был Вацлав спокойным, благочестивым, очень набожным. Согласно легенде, он зимой из княжеских лесов носил дрова сиротам и вдовам, а шагая по снегу с вязанкой дров на плечах, прокладывал дорогу своему слуге, который грел ноги в его следах, упоминает в своей книге «Чешские небеса» историк и журналист Алена Ежкова.
Вацлав вступил на трон в восемнадцать лет. Дворяне, недовольные его примирительной политикой и потерявшие влияние на происходящее в стране, решили избавиться от Вацлава и союзника нашли в младшем брате короля, Болеславе. Тот заманил князя Вацлава к себе в Старую Болеслав, а на утро настиг его, спешившего помолиться, перед храмом вместе со своими дружинниками. Вацлав искал спасение в храме, но скончался от ударов мечей и копий на его ступенях.
Св. Вацлава считают своим защитником и литовские князья из династии Ягеллонов, впоследствии чешские короли, а также Габсбурги, которые называют себя «familia sancti Vencezlai», т.е. семья св. Вацлава. То есть мы видим, что св. Вацлава считают своим покровителем все правящие династии в Чехии. На традицию св. Вацлава ссылаются народные массы во время событий 1848 года на Конном рынке (ныне пражской Вацлавской площади), когда там еще стоит статуя св. Вацлава работы Яна Иржи Бендла, рядом со статуей св. Вацлава происходят главные переломные моменты чешской истории. Это и самосожжение Яна Палаха в 1969 году, и главные протестные демонстрации во время Бархатной революции 1989 г.»,- напоминает Ян Ройт.
Особенно во время правления Карла IV возникает целый ряд произведений искусства, посвященных святому Вацлаву.
«Прежде всего, это - часовня св. Вацлава (в соборе св. Вита в Пражском граде), где находилась прекраснейшая памятная тумба, которую можно было открыть, и Карл IV действительно показывал своим гостям мощи Вацлава. Тумба была украшена барельефами мартириумов всех патронов Чехии, в той же часовне св. Вацлава была установлена и статуя Вацлава работы Петра или Индржиха Парлержа.
Изображения Вацлава появляются во всех местах, которые имеют какое-то отношение к Карлу IV: в Нюренберге в церкви «Фрауэнкирхе», в Больцано. Ценнейшим произведением, посвященным св. Вацлаву является картина, написанная по заказу пражского архиепископа Яна Очка из Влашими. Во времена Карла возникает и мозаика Последнего суда на Золотых воротах собора св. Вита, а также художественные изображения ряда легенд, например прекрасные фрески в Чернохове недалеко г. Лоуны, где мы находим один из первых портретов Вацлава на коне»,- рассказывает искусствовед Ян Ройт.
По мотивам легенды о св. Вацлаве возникла и известная английская рождественская песня «Good King Wenceslas».
А согласно другой легенде, когда чешской земле будет хуже всего, откроются недра горы Бланик, и из нее выедет дружина во главе с князем Вацлавом и спасет ее.
«Этот мотив, когда открываются недра горы и из нее выезжают всадники, прослеживается во многих европейских повестях и легендах, вспомним хотя бы немецкий Кифхойзер, откуда должен был выехать Фридрих I Барбаросса, то есть эти легенды надо понимать как интерпретации наследников, которые ссылались на помощь св. Вацлава. Известно, что св. Вацлав помогал и в ряде битв, по сказаниям в битве при Хлумце, а также в битве при Кресенбрунне, где чешские земские патроны внезапно показались над чешским войском. Что касается копья св. Вацлава, его брали с собой в бой, его всегда держал в руках капеллан Бржевновского монастыря, на копье висел прапор св. Войтеха, так что идея защиты чешского войска св. Вацлавом действительно жива.
Однако сам профессор Ройт предупреждает: «Легенда – это литературное произведение, которое всегда реагирует на то, что в данный момент актуально. Именно поэтому у нас много легенд, и в каждой из них подчеркивается какой-то один аспект. Например, во времена Карла IV особенно акцентировалась религиозность св. Вацлава. Легенда является исторически достоверной в том смысле, что отражает те настроения и взгляды, которые были характерны для эпохи ее возникновения. Эти взгляды становятся частью этой легенды, обновляют ее. Так надо воспринимать и легенды о св. Вацлаве, легенда – художественное произведение, а не жизнь святого».
Эва Туречкова
Journal information