Третье воскресенье Адвента называется «Радуйтесь» (лат.: Gaudete!) от первой строки воскресного антифона «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь… Господь близко», взятого из послания к Филиппийцам (Флп 4, 4-5). А на адвентском венке зажигается 3-я свеча – Свеча Пастухов, которая напоминает нам о тех, кто принял Спасителя через веру в Его Слово.
Этот день - своеобразный перерыв в Адвенте - уже позволяет нам предвкусить рождественскую радость. Чтобы эту радость выразить внешним образом, в этот день священники могут служить в розовых облачениях, в церкви вновь звучат звуки органа, храм украшен цветами. Такие же послабления в дисциплине Церковь делает и в четвертое воскресенье Великого Поста, Laetare. Церковь приоткрывает радость, к которой она готовит своих верных, и придает им бодрости для прохождения остатка пути с благодарностью за то, что Господь уже совершил.
Розовый цвет сменяет фиолетовый - цвет покаяния, но он еще далек об белого, цвета Рождества и Воскресения. Розовый цвет - символ радости Церкви: цветки роз и их аромат олицетворяют добрые дела, а истинной розой, растущей на древе Иессеевом, является сам Иисус, Сын Марии.
Первые христиане, однако, не любили розовый цвет, поскольку роза занимала слишком большое место в языческих культах. Позднее этот цветок вошел в число христианских символов, олицетворяя мученичество (например, св. Киприан Карфегенский) и целомудрие (св. Иероним). Если Тертуллиан и Климент Александрийский порицали розы, то Василий Великий и Амвросий Медиоланский говорят о розах без шипов как символе рая. Тогда как Пруденций хвалит св. Евлалию за то, что она всегда отвергала венки из роз, янтарные украшения и золотые цепочки, он же говорит о том, что на небе девы собирают"кто фиалки, кто розы".
Розовый - это еще и цвет утренней зари, восходящего Солнца Правды - Христа.
Другое толкование объясняет розовый цвет как смесь красного - цвета Божественной любви и белого - символа Божественной мудрости. Их сочетание олицетворяет возрожденного покаянием человека и его любовь к Божественной мудрости, полученной в Откровении.
Возможно, не последнюю роль в появлении в литургии розового цвета имеет и роса. Латинское слово ros, roris,обозначающее росу, очень похоже на слово rosa. Для избранного народа роса была символом благословения. Морской ветер, дующий с запада, приносил влажный воздух, что на Святой Земле крайне важно в засуху, с августа по октябрь.
В книге пророка Осии Господь говорит: "Я буду росою для Израиля; он расцветет, как лилия, и пустит корни свои, как Ливан". (Ос 14,6)
Роса является и символом Слова Божия, принятого верными: "Польется как дождь учение мое, как роса речь моя, как мелкий дождь на зелень, как ливень на траву". (Втор 32,2)
Во время всего Адвента Церковь поет: "Rorate caeli de super et nubes pluant justum!" Буквальный перевод этого песнопения: "Проливайте росу, небеса, свыше, и облака да прольются Праведником".
Когда-то в канун третьего воскресенья Адвента Папа Римский служил торжественную мессу в соборе св. Петра, затем, посреди ночи, он с процессией шел в собор св. Льва, оттуда - в храм св. Григория, где он окаждал главный алтарь и алтари, посвященные свв. Себастьяну, Тибурцию, и апостолам Симону и Иуде. После этого Папа шел почтить плат Вероники, затем возвращался в Ватикан.
В давние времена те, кто собирался обвенчаться после Рождества, совершали помолвку в воскресенье Gaudete. В этот же день освящались хоругви и знамена, а также помазывали христианских принцев.
Вся литургия этого дня свидетельствует и о напряженном ожидании Господа, и о том, что Он уже совсем близко, поэтому литургия едва сдерживает ликующую радость, которая вот-вот разольется в душе христиан.
отсюда
Journal information