Мартин КОТЕК (martin_kotek) wrote,
Мартин КОТЕК
martin_kotek

Иосифа

Сегодня католики празднуют Торжество святого Иосифа, Обручника Пресвятой Девы Марии. Память этого святого отмечается дважды в год, в марте как наречённого супруга Пресвятой Богородицы и опекуна Иисуса и 1-го мая как человека труда.



О святом Иосифе достоверно известно немногое. Конечно, сведения о нём, часто противоречивые, сохранили для нас многочисленные апокрифы, легенды и предания, например, широко известное апокрифическое евангелие «История Иосифа-плотника» или трогательная средневековая легенда, в которой повествуется о том, как Иосиф участвовал в состязании с другими претендентами на руку Девы Марии и победил их всех. Но уверены мы можем быть только в том, что говорится о нём в Новом Завете.

Итак, мы знаем, что он был женихом Марии, когда Архангел Гавриил принёс Ей известие о том, что Она избрана стать матерью Спасителя. Что он происходил из рода царя Давида, но был небогат и зарабатывал на жизнь ремеслом плотника. Евангелие говорит нам о том, что узнав о беременности своей невесты, он, хотя и был уверен в её падении, всё же не хотел предавать её суду, который по иудейскому закону приговорил бы её к смерти, и, несмотря на то, что рисковал своим добрым именем, думал тайно отпустить её и, таким образом, спасти жизнь и матери и младенцу. Несомненно, Иосиф был человеком добрым и благородным. Даже сейчас, в век свободных нравов, найдётся немного мужчин, способных в момент разочарования в любимой женщине отнестись к ней с таким сочувствием и заботой. Но он был не только добрым человеком, но и человеком глубокой веры, потому что когда во сне ему явился Ангел, открывший Иосифу тайну Марии, он, подобно ветхозаветным пророкам принял волю Бога и начал действовать сообразно ей, показав тем самым, что принадлежит к редким людям, для которых истина важней собственной правоты и собственных амбиций, то есть к тем, кого принято называть мудрецами. Из Евангелия мы знаем, что он был рядом с Марией, когда ей настало время родить и что, когда Младенец оказался в опасности, он действовал быстро и решительно, как и должно действовать мужчине и отцу семейства, а когда опасность миновала, вернулся с Марией и наречённым сыном в Назарет и трудился для Младенца и Его Матери.

Вновь Евангелие говорит об Иосифе спустя двенадцать лет, после событий, связанных с Рождеством. Евангелист Лука описывает в нескольких словах ежегодное паломничество Святого Семейства в Иерусалим, исчезновение отрока Иисуса и Его обретение в Иерусалимском храме. И кроме этого, больше ничего. Только косвенное упоминание святого Обручника: «Не плотников ли Он сын?» — спрашивают друг друга в недоумении жители Назарета.

Можно предположить, что святой Иосиф умер до начала общественного служения Иисуса – в этом сходятся все его жизнеописания и, судя по тому, что он издавна считается покровителем благой смерти, кончина его была мирной. Восточная традиция утверждает, что его тело нашло упокоение в одном гробе со святыми Иоакимом и Анной – родителями Пречистой Девы Марии.

Фигура святого Иосифа привлекала к себе внимание многих Отцов Церкви — святого Иеронима, святого Августина Гиппонского, святого Амвросия Медиоланского, но его почитание сложилось значительно позднее – к IX-X веку. На Востоке культ святого Иосифа возник раньше всего в Коптской Церкви. Византийская Церковь вспоминала святого Иосифа вместе с предками Христа в последнее воскресенье перед Рождеством, 25 декабря вместе с Рождеством Христовым и волхвами, 26 декабря вместе с Богородицей, а в первое воскресенье после Рождества с царём Давидом и апостолом Иаковом Младшим. Сирийская Церковь с XIII века отмечала день объявления Ангелом Иосифу о Непорочном Зачатии Спасителя.

Первое прямое указание на празднование памяти святого Иосифа в Западной Европе относится к северной Франции. Здесь к началу IX в. стали отмечать праздник в его честь, причём он приходился на 19 марта и назывался, как и теперь, праздником святого Иосифа – Обручника Богородицы Марии. В последующие четыреста лет почитание святого Иосифа ширилось и возрастало.

Расцвету почитания святого Иосифа немало способствовали святой Бернардин Сиенский, выдающийся французский богослов Пьер д’ Элли и Жан Герсон, канцлер собора Нотр Дам в Париже, много сделавший для того, чтобы праздник в честь святого Иосифа распространился повсеместно. Именно он составил богослужебные тексты для этого праздника, первоначально отмечавшегося как память обручения или свадьбы Пресвятой Девы Марии с Иосифом.

С 1480 г. по распоряжению Папы Сикста IV праздник был распространён на всю Церковь. С 1621 г. Папа Григорий XV придал ему статус обязательного. В 1870 г. Папой Пием IX святой Иосиф был провозглашён покровителем Церкви. Он также является покровителем христианских супругов, отцов семейств, воспитателей, девственниц, сирот, плотников, краснодеревщиков, ремесленников и всех людей труда.

Анна Кудрик
Tags: годовщина, история, христианство
Subscribe
promo martin_kotek june 29, 2018 20:23 25
Buy for 20 tokens
У нас наконец-то новый сайт туристический заработал, Empire Service, вот ТУТ ОН экскурсии, гиды, трансферы в Праге и по всей Европе, к списку всяких туристических ништяков для моих (по)читателей добавляется скидка 10%, достаточно при заказе на сайте и безналичной оплате ввести промокод MARTINLJ…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments